Часто ресторан или кафе служит не только местом для отдыха и веселого времяпровождения, но и территорией для проведения деловых переговоров.
Во время делового обсуждения необходимо придерживаться общепринятых правил этикета, незнание которых может оставить негативный след на Вашей репутации (а заодно и на репутации Вашей компании).
Правила этикета для сотрудника компании на деловом обеде либо ужине
Во-первых, если сложившаяся ситуация не позволяет Вам явиться на деловой обед, то об этом следует заранее предупредить того, кто пригласил Вас. Причем, если приглашение было отправлено в письменной форме, предупреждение также лучше оформить в письменном виде.
Во-вторых, первостепенное внимание нужно уделить стилю одежды. Как правило, стиль одежды указан в приглашении. Однако если нет четко сформулированного дресс-кода либо указан «свободный стиль» (как вариант — «в повседневной одежде»), то не спешите являться на деловой обед в кроссовках и джинсах. Набор из пиджака и галстука до сих пор является непременным атрибутом делового человека.
В-третьих, на плечи приглашающей стороны ложиться вся ответственность за организацию делового ужина. А именно — следует заранее занять для приглашенных наиболее удачные места и подробно узнать содержание меню.
В-четвертых, основной задачей делового обеда являются переговоры и налаживание партнерских отношений. Не следует приходить на деловой ужин чрезмерно голодным. Рекомендуется немного перекусить перед обедом, дабы сосредоточить свое внимание на обсуждении текущих вопросов, а не на поглощении пищи.
В-пятых, поскольку существует длинный перечень столовых приборов для каждого блюда, крайне желательно знать предназначение и способы использования каждого из них. Попытка использовать вилку для рыбы применительно к мясу не только доставит массу неудобств, но и способна привести к снижению Вашей деловой репутации в глазах более осведомленных партнеров. Если Вы не уверены в своих знаниях относительно назначения столовых приборов, то будет не лишним освежить свою память перед деловым обедом.
В-шестых, внимательно отнеситесь к традиционному ритуалу рукопожатия. Рукопожатие обязано быть крепким, но без излишних усилий, при этом нужно 2 раза встряхнуть рукой. В зимнее время старайтесь держать руки в тепле перед рукопожатием, поскольку излишне холодные руки являются признаком дурного тона.
В-седьмых, не следует вслух высказывать свое мнение о низком качестве еды и сервиса в заведении. Если какое-либо блюдо Вам не подходит, просто откажитесь от его употребления, не называя причину.
В-восьмых, если Вам понадобился официант, то согласно этикету, следует без громких просьб постараться глазами поймать его взгляд и слегка кивнуть головой.
В-девятых, женщинам нежелательно оставлять следов помады на бокалах. Перед тем, как сделать глоток, рекомендуется промокнуть губы салфеткой.
Правила этикета в разных странах
При общении с иностранными партнерами будет нелишним знать следующие особенности этикета в различных культурах.
Страны арабского мира. Интересной особенностью делового обеда по-арабски является правило приходить на встречу на несколько (10-20) минут позже запланированного времени. По сложившейся арабской традиции каждый состоявшийся в жизни человек должен заставлять свое окружение ждать себя. Человек, пришедший на встречу с представителями арабской культуры вовремя, по мнению арабов, выдает свою излишнюю заинтересованность в партнерстве с ними. Поэтому не удивляйтесь, что при заключении контракта Вам выдвинут не самые лучшие условия.
Еще одним табу арабской культуры является запрет на употребление блюд с левой руки, также не следует передавать что-либо левой рукой — это негативно скажется на Вашем имидже.
Китай. Придя на встречу с представителями этой национальности, Вы будете немало удивлены радушием и гостеприимством китайцев. Однако горячий прием имеет мало параллелей с условиями делового партнерства. Зачастую китайцы усиленно проявляют к Вам внимание, чтобы Вы отвлеклись от анализа предлагаемых ими условий партнерства, поэтому не утратьте бдительность.
Япония. Традиция обязывает лицу, приглашенному на деловой обед по-японски принести с собой небольшой сувенир. Главное, чтобы сувенир не имел отношения к числу 4 или 9, которое японцы считают несчастливым.
Даря подарок, нужно держать его в 2-х руках одновременно.
Индия. В Индии Вы можете сильно оскорбить чувства приглашающего, если напрямую откажитесь от приглашения. Лучше всего выразить свой отказ как можно более пространно («Я приду, если текущие события мне позволят»)